Артефакты общения в социальной сети
Коммуникационный базис
Рассмотрим поведение кибернетических систем в том, что касается общения между представителями сообщества или же «общения» посетителя веб-сайта со страницами сайта. Наиболее распространённые тому примеры - оставление комментариев, чаты, конференции, в том числе по принципу форума. Теория в очень сжатом виде приведена в следующем фрагменте книги «Искусство мультимедиа» издательства Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов 2010 года.
Кибернетические системы имеют рецепторы (датчики), воспринимающие сигналы из внешней среды и передающие их внутрь системы, а также каналы передачи данных, по которым они обмениваются сигналами с внешней средой. Выходные сигналы системы передаются во внешнюю среду через эффекторы (исполнительные устройства). Поскольку каждая система сигналов независимо от того, формируется она разумными существами или объектами и процессами неживой природы, несет в себе определенную информацию, то всякая кибернетическая система может рассматриваться как преобразователь информации. Рассмотрение различных объектов живой и неживой природы как преобразователей информации или как систем, состоящих из элементарных преобразователей информации, составляет сущность так называемого кибернетического подхода к изучению этих объектов.
Семиотическое описание кибернетической системы как системы передачи информации содержит набор следующих компонент:
1) источник (отправитель) сообщения, являющийся первым коммуникантом;
2) канал, по которому передается сообщение;
3) знак, компонентами которого, в свою очередь, являются:
• означающее (то есть имя или носитель информации);
• означаемое, которое может включать:
a) денотат, то есть отражение предмета внешнего мира;
b) концепт, то есть понятие о предмете или смысл имени;
c) коннотат, то есть комплекс чувственно-оценочных, в том числе эстетических, оттенков значения;
4) приемник сообщения, являющийся вторым коммуникантом;
5) интерпретатор сообщения приемника, осуществляющий интерпретацию означаемого знака и выдающий ответную реакцию;
6) контекст, то есть окружение, в котором осуществляется интерпретация сообщения;
7) эффектор, реализующий реакции адресата на распознанное и проинтерпретированное сообщение;
8) дополнительным компонентом может быть внешний наблюдатель.
Для осуществления информационного процесса обязательным является следующий набор компонентов, образующих семиозис: Z={E,P, O,К,I},
где Е — означающее, Р — приемник, О — означаемое, К — контекст, I— интерпретатор.
Семиозис на основе значений, которые заранее заложены в приемник, обеспечивает реализацию двух функций: восприятия и интерпретации приемником поступившей от источника сообщений информации. В зависимости от аспекта восприятия и интерпретации знака можно выделить следующие виды информации:
• прагматическую, характеризующую ценность сообщения с точки зрения той цели, которую преследует в данный момент приемник сообщения, и того решения, которое является наилучшим для ее достижения;
• семантическую, которая означает отношения, возникающие в ходе приема информации между означающим и концептом знака, то есть между именем и его смыслом;
• сигматическую, характеризующую отношение означающего и денотата, то есть имени знака и предмета реального мира;
• аффективную, включающую эстетическое воздействие и характеризующую отношение означающего и экспрессивно-оценочное и эстетическое восприятие знака, обобщенное в его коннотате;
• синтаксическую, представляющую собой оценку приемником тех ограничений, которые накладываются на комбинаторику и частоту употребления знаков.
В коммуникативной системе у приемника могут быть три возможных уровня интерпретационной способности:
1) первый уровень характеризуется простейшими реакциями на сигнал или цепочку сигналов с восприятием синтаксической и аффективной информации;
2) второй — это адаптивная обучаемость, в процессе которой осуществляется восприятие не только синтаксической и аффективной, но и сигматической информации;
3) третий основывается на восприятии прагматической, семантической и других видов информации, что для человека выражается в виде интеллектуальной деятельности.
Таким образом, основываясь на принципах работы коммуникативных систем, при разработке интерфейсов следует обеспечить возможность передачи всех видов информации (концепт, контекст и эмоции), а не только узкую возможность заранее предопределённой реакции в стиле «раздражитель-ответ». Только тогда мы сможем выразить интеллектуальную деятельность человека, а не отработку реакции у зомби.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Как тут не вспомнить выражение: «вовремя поставленный смайлик спасает от мордобития». На самом деле нет ничего плохого в «смайликах», кроме их неправильного использования. Вставляя в один канал передачи концепт (суть сообщения), контекст (оценочные взаимосвязи) и эмоции (смайлики, статусы и пр.), мы инициализируем звериное общение, эмпатическое общение по животному типу. Смайликам не место в тексте, и, начав думать, как передавать эмоциональный фон в асинхронном общении по интернету, мы можем понять, что им вообще не место в общении. Вилянию хвостом не место в общении между людьми.
Эмоциональная составляющая должна быть выражена. Правильным подходом к выражению этой составляющей будет принцип рецензирования, принятый в совместной работе над документами. Мнения, суждения, критика, настроение могут быть выражены, могут быть представлены в правильной реализации интерфейса. Не надо думать, что это сложный подход - он доступен ребёнку, потому что органичен и лёгок для восприятия. Люди каждый день вступают в коммуникацию с другими людьми, используя категории мнения, суждения, отношения, и только самые импульсивные и глупые из них рассыпают мешками смайлики, статусы и «лайки». Скажем так: эти артефакты в виде всевозможных «смайликов» ведут к формированию эгоцентричного типа личности и дискредитируют сам акт общения.
КОНТЕКСТ
Контекст не имеет достаточной практики выражения в асинхронном общении через интернет. Отношение означающего к означаемому передать трудно, если не применять оговорок вроде: «говоря это, я на самом деле думал о…». В документальных примерах контекст бывает, что выражается в сносках и аннотациях, в литературных примерах в основе контекста - сюжетная линия. В реализации интерфейса нужно предусмотреть возможность контекстного дополнения. Чем можно дополнить излагаемый материал? Его можно дополнить образами, придав им статус близкого отношения к основному материалу. То есть наиболее близкое к помещенному сообщению – это его контекст, наиболее далёкое – это, для примера, ссылки на источники и дополнительные материалы.
Насколько ущербно выстроен алгоритм общения при том же комментировании статей на веб-сайте судите сами. В большинстве случаев мы имеем кое-какой концепт, оформленный в разговорную речь с грамматическими, орфографическими и другими ошибками. Эмоции сопутствуют в виде экспрессивной лексики, неуёмных междометий и идиотских «смайликов» и так называемых «статусов». Контекст имеет место лишь в пояснениях там же, где и концепт, и только лишь у тех персон, кто умеет составлять предложения более пяти слов длиной.
КОНЦЕПТ
Предположим, вам надо выразить отношение к написанному в статье на веб-сайте. Вот вы осмысливаете всю бурю чувств, сосредотачиваетесь на образах, возникших в глубинах вашей психики, подбираете словесные выражения… вам так много нужно сказать… и вдруг вы видите…
Всё приехали.… На помощь приходит теория информации.
Минимальное разнообразие обеспечивается наличием двух состояний. Если ячейка памяти способна, в зависимости от внешнего воздействия, принимать одно из двух состояний, которые условно обозначаются обычно как «0» и «1», она обладает минимальной информационной ёмкостью.
Количество информации равное 1 биту можно получить в ответе на вопрос типа «да»/ «нет». Если изначально вариантов ответов было больше двух, количество получаемой в конкретном ответе информации будет больше, чем 1 бит, если вариантов ответов меньше двух, т.е. один, то это не вопрос, а утверждение, следовательно, получения информации не требуется, раз неопределенности нет.
Количество информации, приходящееся на один элемент сообщения (знак, букву), называется энтропией. При равновероятности знаков алфавита энтропия определяется исключительно числом знаков алфавита и по существу является характеристикой только алфавита. При передаче одинакового количества информации сообщение тем длиннее, чем меньше его энтропия.
Здесь «алфавит» надо понимать в широком смысле: не только количество букв в языке, но и количество слов в словаре, количество оттенков в основном смысле, число символов в шифре и так далее.
Избыточность играет положительную роль, т.к. благодаря ей сообщения защищены от помех. Это используют при помехоустойчивом кодировании.
Вполне нормальный на вид лазерный диск может содержать внутренние (процесс записи сопряжен с появлением различного рода ошибок) и внешние (наличие физических разрушений поверхности диска) дефекты. Однако даже при наличии физических разрушений поверхности лазерный диск может вполне нормально читаться за счет избыточности хранящихся на нем данных.
Способность кода обнаруживать и исправлять ошибки обусловлена наличием в нем избыточных символов, при наличии избыточности любой код способен исправлять ошибки.
Итак, чтобы выразить своё отношение вам выделили два символа, предоставили один бит информации. Никакой криптографической устойчивости и «права на ошибку». В итоге мы получаем вариант оценочной системы зомби: человек может быть либо «хороший», либо «плохой», как в индийском кино. Соответственно если этот человек писал статью, то она либо «хорошая» вся, либо «плохая» тоже вся. Введение третьего варианта, вроде конструкций «да-не знаю-нет», даёт зомби-труп или выключенный компьютер в положении «не знаю», поэтому проблемы не решает.
Можно сказать, что под «нравится-не нравится» подразумевается два больших диапазона – «больше нравится, чем не нравится» и «скорее не нравится, чем нравится». Ну а как это помогает выразить отношение? Никак, поэтому отношение и не выражается, выражается импульс, пришедший из центра эго человекообразного.
По сути, даже организуй вы оценку по трёхмерной шкале с баллами, вы не решите проблему с измерением «полезности» информации, если за основной критерий будете брать субъективное отношение из центра «Я». Результат может быть иным, если в оценке контента стоять не на позиции «Я» а на позиции «Они», что многим зомби просто не под силу. «Они» - это группа, возможно, это какая-то часть гражданского общества, население города, страны. Тогда бессмысленный «лайк» «Нравится?» превратится во что-то вроде «Полезно для сообщества?» или «Понравилось бы членам группы?». Разумеется, это не так неуклюже должно формулироваться.
Ну, хорошо, «лайки» сами по себе, а что же творится в текстовой части комментариев? К сожалению, смысл комментариев стремится к «лайковой» логике. В подавляющем большинстве комментарии встречаются либо полностью поддерживающие автора, либо содержат шоково-негативное отношение к написанному.
Задача не из лёгких – реализовать в интерфейсе веб-сайта способ принятия ответственности посетителем за свои комментарии, «отвечать за свой базар». Способ есть: надо подготовить посетителя до того, как он начнёт комментировать, недвусмысленно предупредить его о том, что выражение его собственного эго здесь имеет пределы. Вот эти самые «нравится-не нравится» должны быть и охранником и «каптчей» и работать в качестве фильтра, сообщая троллям и спецслужбам, что им не место здесь. Для многих человекообразных должны быть созданы очень-очень неуютные условия пребывания на сайте. Перед публикацией каждого комментария посетитель должен отвечать на вопросы микротеста, то есть не «нравится – не нравится», а сквозной микротест, проходящий через всю статью или через весь веб-сайт. Пара вопросов с одним комментарием, пара-тройка с другим, ненавязчиво. Да, это будет иметь эффект психотерапии. Микротест в частности может быть ориентирован на обсуждаемую тему, в общем случае - на интересы сообщества, а не на личное эго посетителя.
Кто-то будет спорить, что найдутся люди, кому такая психотерапия «по барабану». Пожалуйста, получите где-нибудь профессиональную консультацию. Этот подход рассчитан на продолжительное применение к в общем-то вменяемым людям, которые связывают слова с их смыслом. Рано или поздно тролль повесится, а сотрудник спецслужбы настолько плохо станет выполнять свои обязанности, что его уволят, а он станет троллем и повесится. В этом месте надо поставить смайлик.
По аналогии с «i2p»-интернетом, где система «хакнута» на техническом уровне, в этом подходе предлагается взлом системы на социальном уровне. С системой может бороться только система. Станьте сами подобны системе, и для вас не будет непонятным написанное выше.
В свете такой радужной перспективы, существующие в данный момент социальные сети, будут использоваться как:
1. Фримайлы;
2. Поисковые каталоги (найти кого-то);
3. Хостинг изображений и видеофайлов;
4. Калоотстойники вымирающих хомячков, захлёбывающихся в собственном дерьме.
Подобно правилам «i2p»-интернета, где каждый шлюз, каждый узел в сети по умолчанию считается скомпрометированным, то есть в руках злоумышленников, и здесь тоже всегда надо предполагать, что на вашем веб-сайте «тролли троллят троллей» и кроме всевозможных «разводил» других посетителей нет.
Представление формы
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
В качестве примера, давайте, наконец, осознаем всю абсурдность и крайне низкую отдачу от сервиса комментирования статей в его стандартном исполнении. Вот есть статья, за ней в конце следуют леса высказываний и ветки реплик. Бывает, что объем комментариев на порядки превосходит объем статьи. Посетители спорят уже не по содержанию статьи, а друг с другом, переходя на личности. Тролли там же, «лайки» там же, и всё это часто в обратном хронологическом порядке. Ну, хорошо, из такого бардака можно извлечь «Top 10» лучших авторов, на что-то другое автор статьи (новости) рассчитывать вряд ли может.
Это больше всего напоминает средневековый театр. Вот актёры выступили и ушли со сцены под свист и улюлюканье, представление закончилось. Весёлая братва идёт домой, обсуждая увиденное. «Монтеки» по пути домой убивают неосторожных «Капулетти», об убитых героях тут же слагаются песни. Короче говоря, идёт нормальная цивилизованная жизнь. Актёры театра потом узнают множество слухов и сплетен, на основании которых пишется новая пьеса.
Комментирование статьи древними посетителями веб-сайта
Такая пародия на средневековую социализацию безальтернативно преследует нас на форумах, новостных порталах, в социальных сетях на всевозможных «стенах». Интересна та обезьяна, которая громче всех крикнет, прав будет психолог-импровизатор, разгадавший следующий ход обезьяны. Но и он – трусливая обезьяна по сравнению с «агентом Смитом», выполняющим тренировочный сёрфинг.
Такая средневековая социализация ни в какой мере не может считаться дискуссией, даже неоконченной дискуссией. У вас могут быть свои выводы, а я представлю здесь свой.
Вывод: комментировать следует только то, что имеет отдельные концепт, контекст и эмоциональную составляющую сразу. В комментируемом фрагменте должны обязательно присутствовать концепт, контекст и эмоциональная составляющая, тогда и только тогда его имеет смысл комментировать. В структуре статьи это может быть каждый абзац, рождающий образ в уме посетителя (по факту не корче определённого числа символов), каждое изображение, которое по определению есть образ.
В случае со сложными объектами, такими как видеоролик, статья, фотогалерея или раздел сайта целиком, комментирование нецелесообразно и заменяется отзывами, которые составляются уже в другом формате и по другим правилам.
ПРИМЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Следует понимать, что при явном отсутствии какой-либо составляющей в точке источнике (концепта, контекста или эмоций), в точке-приемнике всё равно будут присутствовать все три составляющие. Контекст будет браться из окружения, эмоции будут предполагаться на основании прошлого опыта. Сложнее всего, если не будет сути, то есть сообщение окажется пустым или бессмысленным. В таком случае - подход математический: пустое множество – это тоже множество, но мы его не ждём, как результата интеллектуальной деятельности.
Блок добавления комментария
Когда-то давно веб-мастера были ограничены в выборе технологии реализации инструментов «общения» для посетителей сайта. В настоящее время таких ограничений нет, и асинхронные технологии позволяют сделать модель общения очень пластичной.