«Бизнесмен - человек, тратящий время на то, чтобы сделать деньги, а затем тратящий деньги на то, чтобы убить время». Эван Эзар.
Как сделать свой веб-сайт популярным?
Выбор позиции
Эта задача поставлена шире, чем так называемое бизнес-«продвижение», успевшее приобрести жесточайший негативный смысл, и, конечно же, поставлена шире, чем «продвижение в поисковых системах», которое часто олицетворяет попытки паразитирования на их алгоритмах поиска и ранжирования информации.
Задача имеет два решения в соответствии с двумя противоположными концепциями, положенными в основу этих решений. Речь идёт о посетителях вашего сайта: как хорошо вы представляете людей, пришедших к вам за информацией? Кто это? Можете ли вы дать описательную характеристику и типизировать персонажей из вашей целевой аудитории? В этом всём имеет значение только ваше отношение к ним.
Обобщая и предваряя многие подобные вопросы, можно дать два следующих определения:
1-ВАРИАНТ:
Посетитель вашего сайта знает цель своего посещения. Он адекватно воспринимает информацию в соответствии со своим чувством меры, расценивает ваши предложения ему, как возможность своего правильного или неправильного выбора, в соответствии со своим достоинством.
Вы допускаете, что посетитель сайта сделает правильный выбор сам.
Вы предоставите ему любую достоверную информацию и согласны ответить на любой его вопрос по существу.
Но вы не будете никаким образом и никогда влиять на его восприятие правильности.
Одним словом, вы уважаете людей в ваших посетителях. Для этого вы точно также должны уважать себя и своё дело, не сомневаться в качестве и объективной пользе того, что вы предлагаете людям.
2-ВАРИАНТ:
Вам всё равно, кто к вам зайдёт на сайт. Лишь бы больше, потому как вы ориентируетесь на средневероятностное соотношение: из N посетителей кто-то что-нибудь да купит.
При этом этика вторична, писать и размещать можно всё, что угодно: главное заполучить «добычу», а офисный персонал сгладит любые прецеденты по отработанной схеме. Всё будет, «как всегда» и «не хуже, чем у других».
Нет смысла и нет времени задумываться о том, кто же ваши посетители. Какая разница, если очевидно, что разделить всех их можно на две группы: те, которые «несут деньги», и которые несут деньги потом. Но потом – хуже, потому что неизвестно - будете ли вы сами конкурентоспособны завтра.
Размышления о чувстве собственного достоинства у ваших посетителей и их способности к самостоятельному и осознанному выбору вы находите неуместными, непрактичными и попросту смешными, когда дело касается вашего сайта.
Увеличение популярности веб-сайта: три независимых направления
На основе одной из этих взаимоисключающих концепций надо создавать дизайн сайтов, организовывать выдачу контента, заниматься рекламой.
Несмотря на то, что написано о «продвижении», меры по увеличению популярности web-сайтов интернете можно разделить на три независимых направления.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Это классический PR и реклама, только в интернете, ничего принципиально нового.
Здесь и «сарафанное радио», именуемое «социальным продвижением», и обычные объявления, и буклеты, «расклеенные» и «розданные» в социальных сетях и в так называемых «сообществах» (равнозначно раздаче листовок в толпе на улице).
Веб-мастера могут заниматься такой рекламой, но обычно дико не понимают, что от них требуется и зачем, когда с этим может справиться «уверенный пользователь ПК».
По большому счёту, рекламой должен заниматься менеджер по рекламе. Менеджер по рекламе должен регистрироваться на форумах, поддерживать странички в сетевых сообществах, размещать рекламу на досках объявлений. Он «один знает», как надо обращаться с каналами рекламы. С компьютерной стороны дела от него требуется только быть «уверенным пользователем ПК» и приобрести навыки серфинга по интернету. Остальное – освоение «сегментов рынка», привлечение клиентов, акции - должно быть в его профессиональных навыках.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
То, что относится к сайтостроительству в целом.
Есть правила семантики в отношении «разметки» контента. Есть принципы «юзабилити», больше похожие на список эмпирически выведенных правил «хорошего тона». Есть понятие «интерактивности», которое можно представить, как обобщение всех существующих технологий, основанных на такой важной современной науке, как «проектирование взаимодействия». Полностью ошибочно всё вышеперечисленное считать чем-то малоразличимым между собой, называть это словом «оптимизация» и вкладывать в смысл этого слова механическую работу.
Если исходить из того, что у вас есть какой-то «плохой» сайт и вы хотите его улучшить, вы должны прямо указать, «что сделать» веб-мастеру. Ваша «оптимизация», «инновация», «реконструкция» - для него пустые звуки, потому что с его точки зрения с сайтом всё абсолютно в порядке (сайт работает, значит - он «нормальный»). Здесь предполагается длинный, постоянно дополняемый перечень работ по видоизменению контента, структуры и функционала состоящий из различных «изюминок», «фишек». И других способов, подсмотренных у конкурентов, перенятых на других сайтах, переработанных метафор, идей из других областей деятельности и сфер бытия, собственных открытий и результатов исследований, результатов и наблюдений, которыми невзначай поделился маркетолог, мыслей, пришедших на ум во время перерывов и чаепитий.
Этот список можно только написать и воплощать в работе, и сайт будет расти, изменяться, как живой организм, будет соответствовать своему времени. Два веб-мастера никогда не напишут два таких одинаковых списка.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Создание нового контента.
Точно также, по аналогии с тем, что работающий сайт в любой момент с точки зрения веб-мастера «нормальный», он также в любой момент с его точки зрения - «готов». Конечно, ведь все пункты плана по внедрению новых идей выполнены, реклама размещена, всё идёт своим чередом. В отношениях с заказчиком это называется «разработка закончена, сайт в сети, к вам претензий нет, будьте здоровы, живите богато». И сайт стоит как «египетские пирамиды», меняется только реклама на нём. Но не за рекламой к вам заходят посетители, им нужна свежая информация «по существу вопроса».
Дебильным решением, достойным разума опущенного пижона, однако часто практикуемым горе-бизнесменами, является полная замена сайта периодически (раз в квартал, например). Так до недавнего времени это практиковалось в известной в определённых кругах туристической фирме «I*l». То есть сайт «сносится» полностью, а на его месте строится другой, с другим дизайном, другой структурой (в том числе и URL страниц), другим ворованным контентом. Это не просто редизайн, это полная смена идентности. Вот и думает посетитель: что такое «I*l»? Это фирма или просто PR-акция, буклет, размещённый в сети? Наверное, это что-то временное? Бизнесмены, которые делают себе на каждую встречу новый сайт-визитку, обычно производят не лучшее впечатление на партнёров.
Короче говоря, контент должен обновляться отдельно от дизайна и структуры (так сохраняется общая направленность, внутренняя «философия» сайта). Даже контент по существу «вечных» страниц должен обновляться. Есть отдельная категория контента, которая должна обновляться обязательно, например, новости и блоги (в том числе и в сетевых сообществах). Подписка оформляется только на свежую информацию (новостные ленты, востребованные статьи, ответы на вопросы посетителей, отзывы клиентов).
Если всё вышеперечисленное считать несостоятельным, то весь корпоративный сайт можно уместить в двух страницах «Услуги» и «Цены». На эти страницы посетитель заглянет в любом случае, а на остальные зайдёт только за свежей и интересной информацией. А эта информация в свою очередь предполагает профессиональный источник: учителя пишут об учёбе, строители о стройматериалах, кулинары о деликатесах и так далее.
Веб-мастер это делать не будет, менеджер по рекламе не сможет. За подготовку такой информации должны быть ответственны начальники подразделений фирмы. Следовательно, необходимо закрепить за ними определённое количество собственных интернет-ресурсов (страниц своего сайта и в сообществах) и определить в них динамически изменяемые области, а если их нет (или не много), то создать таковые.
Взаимодействие с поисковыми системами
Если говорить о взаимодействии с поисковыми системами, то в этой области существует много полумифических «технологий» и откровенного вранья. Сравнивать поисковые системы между собой абсолютно бессмысленно (также, как и подстраиваться под какую-либо их них). Это как автомобиль – нравится каждому свой. Есть интересные наблюдения. Например, Google лучше всего ищет «место» - название фирмы, торговую марку, и привязан к и географии поисковых запросов. Yandex лучше ищет «понятие» по русскоязычным сайтам. Также поисковые системы ценят сайт за «старость», поэтому изначально не популярная страничка может «всплыть» позже в поисковой выдаче (но здесь есть особенности). Известно, что быстрая «оптимизация» (до трёх месяцев), включая изменения по SEO (Search Engines Optimization), «вредит» сайту, опуская его в поисковой выдаче. Положительные результаты будут, если проводить изменения (улучшения, «внедрения», SEO) на сайте непрерывно в интервале от шести месяцев и более.
Существует всего два способа сделать заметным сайт в поисковых системах – «поисковая реклама» (Google AdWords, Яндекс Директ, Бегун) и «поисковая оптимизация» (учтено в п. 2, где говорилось о независимых направлениях «продвижения»). Пункты 1 и 3 содержат методы «белого», легального продвижения. Следует отметить, что «чёрные» методы якобы «оптимизации» - это потерянные деньги и время потраченное зря. Без компромиссов, чтобы там не говорили спамеры. Вот здесь в рассуждениях и выходим на две первоначальные концепции и том как вы относитесь к своим посетителям, кем вы считаете их и признаёте ли вы за ними право не знать о вас вообще.
Вся работа, все меры по увеличению популярности web-сайтов в интернете могут строиться только по одной из двух концепций, без их взаимного проникновения, совмещения или смены очерёдности. В таком случае «чёрное» «продвижение» будет сводить на нет старания коллектива, также как и «белое» (под этим понимается действительно востребованная информация, ради которой и создан сайт) будет ломать хитрые и хрупкие настройки «чёрного».
Таким образом, можно разделить пункты общего плана по увеличению популярности сайта на три направления деятельности, которые можно и нужно вести параллельно – с позиции менеджера по рекламе, с позиции веб-разработчика и с позиции фирмы (обобщенного видения руководителей структурных подразделений). При этом менеджер по рекламе (маркетолог) в отношении сайта смотрит с точки зрения клиента, веб-мастер – по состоянию виртуальной среды, а «фирма» генерирует новое содержание по ходу своей работы (здесь нужен специальный человек, ответственный за сбор, концентрацию этого контента и его проверку, то есть контент-менеджер).
Бесконечный список идей по увеличению популярности web-сайта
1.МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ
1. Найти в интернете сайты, выросшие до размера портала, которые позволяют регистрироваться на них:
- Обеспечить номинальное присутствие на этих сайтах.
- Изучить систему рейтинга.
- Найти способы улучшения позиции собственного сайта.
2. Социальные сети, сообщества:
- Отдавать предпочтения: 1 – региональным сетям по месту деятельности, 2 – популярным сетям.
- Создать свои разделы, отключив все интерактивные опции (общения, приглашения, уведомления и прочие)
- Периодически проверять состояние своих разделов, постепенно добавляя интерактивности, если требуется.
3. Тематические каталоги-рубрикаторы, доски объявлений. При размещении информации учесть:
- Зависимость рейтинга от зоны сайта (RU, KZ, COM и пр.).
- Взаимные требования (в ответ требуется разместить у себя ссылку или баннер – это большая разница, на главной или одной из внутренних страниц – тоже большая разница).
- Период размещения информации.
4. Неконкурентные отраслевые сайты:
- Выйти с предложением об обмене гиперссылками.
- Поставить в известность о возможностях своих рекламных площадок.
- Обсудить возможности совместного проведения интернет-акций.
5. Составлять (проводить) конкурсы и опросы аудитории сайта.
6. Определить Top 10 региональных сайтов и решить вопрос с тем, чтобы за определённую плату разместить у них гиперссылки на свой сайт.
7. Видеохостинг (youtube, rutube, kiwi, yandex, google и другие)
- Загрузить архивные видеофайлы.
- Загрузить видеоотзывы клиентов.
2.ВЕБ-МАСТЕР
1. Добавить возможность оставлять комментарии на страницах сайта.
2. Расширить возможности вставки рекламы на страницы сайта:
- Баннерная реклама.
- Текстовая реклама.
- Реклама услуг.
- Реклама в виде ссылок в тексте («проданные», зарезервированные слова).
- Реклама в новостных лентах.
- Реклама партнёров и спонсоров.
3. Разработать систему партнёрской программы.
4. Внедрить системы конкурсов, опросов, тестов.
5. Дополнить систему администрирование сайта возможностями информационного портала:
- Поиск по фразам, разделам, страницам.
- Формирование метаинформации для каждой страницы.
3.КОНТЕНТ-МЕНЕДЖЕР
1. Для массовой популярности контент сайта представить в следующих категориях:
- Развлечение.
- Образование (например, «полезные статьи»).
- Информация.
- Обсуждения.
- Новости.
- Сообщество.
2. Страницы сайта должны легко просматриваться. Для этого их требуется четко структурировать и привести к типовому виду:
- Списки (нумерованные, маркированные).
- Форматирование согласно строгому стилевому шаблону.
- Заголовки и подзаголовки.
- Картинки (обязательно вставка описания).
- Окантовка/выделение цитат (ключевых запросов).
- Анонсы и ссылки на другие страницы сайта с родственной информацией (можно в виде закладок).
- Короткие параграфы.
3. Собирать и размещать на сайте статьи, написанные в структурных подразделениях:
- Инструктивные.
- Информационные.
- Обзоры.
- Интервью.
- Тематические
- Исследования.
- Статьи-сравнения.
- Статьи-прогнозы.
- Критические статьи.
4. Создать «прошлое». Найти и подготовить к публикации видеоматериалы, создать комментированный фотобанк для галерей.
5. Работать с отзывами, предложениями клиентов и комментариями посетителей.
Список может быть продолжен.
Эти мероприятия, проведённые без всякой привязки к поисковым системам, приведут к значительному увеличению посещаемости сайта, увеличению индекса цитируемости. Кстати, меры по улучшению контента и сайта в целом, перечисленные в таблице, ограниченно входят и в «рекомендации» от поисковых систем (не говоря уже о том, что они просто входят в здравый смысл). Кроме того, платные техники «продвижения» могут включать в себя и скрытые манипуляции, недомолвки и умолчания не в пользу клиента.
Это фрагмент отчёта из Google AddWords.