Антикафе фриланса

  • Рус
  • Қаз
  • Eng

Сколько на самом деле стоит веб-сайт?

Рынок создания веб-сайтов – цыганский. Стоимость разработки определяется в зависимости от толщины кошелька заказчика. Это всё по существу вопроса, на этом статью можно было бы закончить.

А вы ожидали увидеть прайс-лист? Напрасно…

Вместо этого я дам подсказку, как вам рассчитать стоимость самим. Скорее всего, это будет совет на тему «Как договориться с разработчиком» или что-то вроде того.

Но сначала, чтобы увеличить ценность данной статьи в ваших глазах и оправдать ваше драгоценное время, затраченное на прочтение, рассмотрим, что вам может быть предложено в веб-студиях, рекламных агентствах и различных артмедиа-«конторах».

Во-первых, вам может быть предложена форма-калькулятор, где после заполнения соответствующих полей, перед вашими глазами предстанет округлённая цифра. Эти поля могут быть совершенно абстрактными, как, например, «Тематика сайта», так и вроде бы конкретными, но ставящими вас в тупик, например, «Количество страниц сайта». (Ах, Боже мой, откуда же я заранее могу знать?).

Вообще, все эти формы можно свести к выбору из трёх вопросов:

1. Вам нужен веб-сайт?

2. Вам нужен в принципе нормальный веб-сайт?

3. Вам нужен типа «элитный» и навороченный веб-сайт?

И потом, после вашего выбора «из всех зол наименьшего», сразу предлагать цену.

 Итак, вы думаете, что эта форма нужна, чтобы:

1. Рассчитать стоимость создания веб-сайта.

2. Начать составление технического задания.

 А на самом деле эта форма-«калькулятор» нужна, чтобы:

1. Вы провели некоторое время на сайте веб-студии,  «привыкли» к нему и его запомнили.

2. Произвести впечатление компетентного профессионального коллектива, создать видимость того, что ваши расчёты имеют хоть какую-то правдоподобность и ценность.

Во-вторых, вашему вниманию могут быть представлены готовые пакеты с фиксированной ценой. Да, так легче, зачем же вам напрягать своё воображение, когда можно просто ткнуть мышкой и выбрать «ЭТО…ы…ы…ы». Там, на сайте, куда вы зайдёте, будет страница «Тарифные планы» или «Выбрать сайт», что-то вроде того. А на этой странице будет дан выбор примерно такой: «Сайт-визитка», «Корпоративный сайт», «Интернет-магазин»,… «Портал», что надо читать так: «Просто сайт, неизвестно зачем», «Сайт более-менее», «В принципе сайт нормальный, плюс навороты»,… «Ну, очень навороченный сайт». Цена, соответственно, нелинейно растёт.

Вы можете заплатить любую цену за «Квадрат Малевича», но купите вы в любом случае лист картона, покрашенного черной краской в рамке. Так что выбирайте любой «тарифный план» - результат один.

 Итак, вы думаете, что представленные таким образом «пакеты разработки» нужны, чтобы:

1. Облегчить вам выбор и сориентировать вас к дальнейшей работе.

2. Оценить предполагаемый масштаб, оптимальный для вас.

 А на самом деле подобное блочное представление нужно, чтобы:

1. Зафиксировать вас в одном из шаблонов на выбор, попутно отправив в небытие ваши собственные собранные намётки.

2. Лишить вас вашего собственного привычного представления о процессе создания веб-сайта.

В-третьих, вы вполне возможно уткнётесь в тот самый прайс-лист, который так хотите здесь видеть, вместо этого «бла-бла-бла». Это будет очень запутанный прайс-лист. В нём будут встречаться такие пункты как «Вёрстка макета страницы (цена за 1 хост)» или «Размещение анимированного флеш-баннера». При расчёте может оказаться, что «верстка макета» -  это ещё не значит, что страница содержит ту информацию, ради которой создавалась. А «размещение баннера» не предполагало его создание. В итоге окончательное предложение по детальности описания будет похоже на строительную смету советских времён.

 Итак, вы думаете, что детализация заказа нужна, чтобы:

1. Обеспечить «прозрачность» в отношениях с вами.

2. Предоставить дополнительные гарантии качества разработки.

 А на самом деле подобный подход используется для того, чтобы:

1. Запутать бухгалтерию и скрыть завышение стоимости.

2. В частностях и мелочах размыть у вас целостное представление о веб-сайте.

Применяются и другие различные способы не разрешать вам думать самим о таком непростом вопросе, как разработка (покупка) веб-сайта. Есть и ещё варианты, когда вам «помогут» принять решение. Главное – не сомневайтесь в этом.

Если не устали читать, с этого места пойдёт другой блок не менее полезной информации. Буду краток…

Начнём с того, что есть две вещи точно. Они существуют вне зависимости от того, согласны вы с ними или нет.

1. Каждый разработчик знает цену своих знаний, опыта и своего времени.

2. Стоимость разработки веб-сайта не зависит от размера веб-сайта, то есть от его предполагаемой насыщенности контентом.

Да, вот… Знаете, так весело становится, когда заказчик думает, что в его только что созданном веб-сайте автоматически должны появится все сервисы и возможности  Майл.ру, ВКонтакте, Ютуб и ещё других ему известных сайтов. Откуда? Сами собой?

Итак, запомните: стоимость разработки веб-сайта зависит от количества сервисов сайта и их сложности. «Сервис» в данном случае следует понимать точно как то, «что ваш веб-сайт может», в человеческой интерпретации – «способность».

Потратьте немного своего времени и приложите немного ума, чтобы попробовать сделать один простой веб-сайт самостоятельно. Зарегистрируйтесь на бесплатном хостинге, к примеру, narod.ru. Выберите шаблон и создайте за 1 секунду свою страничку. Что-нибудь на ней напишите и вставьте ссылки на ваши страницы «Мой Мир», «В Контакте», «Facebook», «Твиттер», «Однокласники» и прочие. Добавьте туда же ссылки на партнёров и друзей. Всё! Сайт готов. Можно писать адрес на визитках. Если понравилось, заведите себе блог -  на Яндексе, например. Ссылку на блог туда же.

Ну, а если вам захотелось фирменного стиля, собственной почты, рассылки новостей, известности и других «возвышенных» вещей, то поздравляю – вы начинаете «думать головой» и» подаёте надежды». Не исключено, что с вами «можно работать».

В таком случае, поразмыслите ещё чуть-чуть.

Возьмём какую-то гипотетическую цену разработки веб-сайта, скажем, 1000 евро. С потолка возьмём, не надо думать, что это усреднённое или минимальное значение стоимости веб-сайта. Пожалуйста, не надо так думать. Давайте отучаться от прайс-листов, разработка веб-сайта – процесс творческий.

Теперь рассмотрим субъективно, что вам может быть предложено:

1. В дизайне веб-сайта;

2. В сервисах веб-сайта;

3. В техподдержке после завершения работы над сайтом;

4. В «раскрутке» (ненавижу это слово) и продвижении вашего веб-сайта.

Я же обещал дать вам совет о том, как договориться с разработчиком. Пора давать советы.

Под дизайном обычный человек понимает внешний вид сайта. Это, конечно, и искусство, и стиль жизни, когда вы «продаёте» за счет своего внешнего вида себя, свои товары и услуги. У вас уже нет исканий, вы состоялись, как бренд? Если так, то закажите дорогой дизайн, «фирменный стиль» вашего имиджевого или промо-сайта. Следите, чтобы каждый штрих в дизайне был уместен, в каждом рисунке был смысл. Критикуйте дизайн своего веб-сайта по любому поводу и без повода.

Ну, а если вы сегодня называетесь одним именем, завтра другим, если вам сегодня нравится синий цвет, а завтра красный? Если вы месяц назад продавали автомобили, а сейчас детские коляски, то зачем вам дорогой дизайн? Закажите что-нибудь простое: дизайн, в котором вы сами сможете поменять логотип и название. Минималистика: пусть страница будет «белой» и содержит мало графики, зато вы не будете нервничать при смене общей направленности вашей деятельности. А дорогой, амбициозный дизайн закажете потом отдельно.

 А теперь вам на своём веб-сайте хочется… чего? Правильно – чего-нибудь весёлого. Например, загрузить видеоролик со своим интервью или большой красивый рекламный баннер. Вот тут мы касаемся сервисов. Вы хотите управлять своим сайтом с любой точки мира?.. Зачем я спрашиваю? Потому что некоторые не хотят, некоторым это безразлично.

Сделайте примерно следующее. Зарегистрируйтесь и войдите в несколько самых популярных социальных сетей. Немного там «потусите», попробуйте возможности ваших страниц. Запомните всё, что вам понравилось. А когда уйдёте с этих сайтов, твёрдо помните – это не ваше и может исчезнуть в любой момент.

Теперь задайте себе вопрос: «зачем я живу на свете?». Шутка. Не задавайте этот вопрос.

Задайте другой вопрос: «как я могу свою деятельность отразить в интернет?». Если у вас продажи, поговорите со службой доставки и бухгалтерией. Если у вас услуги, поразмыслите о различных онлайн-системах и контроле за качеством. В общем, думайте!

Теперь пора назначить встречу с разработчиком и начать «грузить» его. Ваши мысли должны начинать выражение со слов «Я хочу, чтобы…». Говорите без умолку, разработчик с опытом будет просто плюсовать ваши «хочу» на калькуляторе. Разработчик без опыта после разговора с вами может просто исчезнуть. Так что осторожнее: не вспугните его!

Не стесняйтесь «хотеть», отпустите свою фантазию в момент беседы. Ничего страшного, разработчики слышали и не такой ещё бред. Сделают, что могут. И пусть лучше вы им скажете, и они сделают, чем потом будете часами медитировать на свой  «недоделанный» веб-сайт и злиться.

Техподдержку следует заказать у разработчика хотя бы для страховки: вдруг недоработки какие-то появятся. Недолго, месяца три. В эти три месяца старайтесь сами  управляться с сайтом, учитесь. И, пожалуйста, расстаньтесь с большим распространённым заблуждением: некоторые заказчики почему-то думают, что веб-разработчик глубоко вникнет  в бизнес клиента, займётся аналитикой отрасли, сам напишет страницы «О компании», «Услуги», сделает баннеры с рекламой акций, будет привлекать клиентов... И это ему надо? Запомните: техподдержка веб-сайта – это размещение на веб-сайте только той информации, которая поступит от вас! Не более, остальное стоит других денег.

А тех клиентов, кто страдает подобными заблуждениями, веб-разработчики «раскручивают» на подвиг, который называется «раскрутка сайта».

Поймите две простых «трёхгрошовых» истины:

1. После того, как веб-сайт создан и находится в сети, остаётся вам только делать рекламу и «тонны» уместного на нём контента.

2. Есть две большие разницы: продвижение веб-сайта и продвижение ваших товаров и услуг - одно не равно другому.

Хитрость в следующем: те, кто вам предлагает сделать «продающий сайт», на самом деле занимаются не только созданием веб-сайта, но ещё и созданием рекламы, брендингом. Вам только об этом не говорят, а вы и не вникаете. И после продвижения вашего веб-сайта, ваши товарные знаки, торговые марки так и остаются «непродвинутыми». Задайте себе вопрос: что будет, если продвижение вашего веб-сайта просто взять и закончить, остановить? Что произойдёт и какова будет «кара» за это от поисковых машин?

Есть мнение, что заказывать «продвижение» не нужно вообще. Наймите лучше копирайтера (журналиста, маркетолога), который вам напишет очень много полезных статей для сайта и периодически будет их обновлять, дополнять…

Процесс создания сайта глазами программиста

Веб-сайты создают люди, которые называют себя дизайнерами и программистами, иногда это совмещается в одном лице.

Если бы вы знали одну широко известную шутку про программистов, вы бы подумали сначала, спрашивать ли веб-дизайнера о цене сайта. Всё дело в том, что программист умеет считать только до трёх: «ноль», «один», «бесконечность». Иначе говоря, событие либо не происходит вообще, либо происходит один раз. Если же оно происходит хотя бы дважды, то оно может произойти ещё бесконечное количество раз. Следовательно, если сайт-визитка, к примеру, состоит из пяти страничек, а портал из 5000 страниц, то между ними разницы нет – это всё та самая «бесконечность».

И нет никакого существенного отличия между сайтом-визиткой и корпоративным порталом, если расширяемость заложена в основе структуры. Маркетинг и PR – это то, что существует само по себе. Проектирование веб-сайта и реальные технологии разработки не имеют никакого отношения к промо-маркетингу «коробочного» софта.

Еще можно несколько слов сказать о восприятии реальности дизайнером. Вы пробовали посадить за руль автомобиля дизайнера, который не знает правил дорожного движения. Веб-дизайнер, который «не вылезает» из разработки графического у интерфейса, иконок и пиктограмм, выработал своё собственное восприятие незнакомой символики. Привожу два реальных случая.

Вот первый.

Этот знак «Конец одностороннего движения», дизайнер по умолчанию интерпретирует, как «Прямо нельзя». Надо ему сделать определённое умственное усилие, чтобы осознать общепринятое значение этого знака.

Вот второй.

Да, бывают такие светофоры. Для дизайнера восприятие цвета может являться первостепенным. На желтый сигнал светофора движение запрещено. Тот сигнал, который «зелёный», почти что желтый, поэтому двигаться нельзя. Что? Он третий, снизу расположен? А это не столь важно, он всё равно «желтый», поэтому будем стоять пока не загорится «зелёный».

А теперь возьмём всем знакомый пример. Сколько линий вы видите на рисунке? «Нормальные» люди видят две линии, а дизайнеры видят три: две белые и одну «чёрную» посередине.