Можно ли доверять фрилансерам?
Люди делятся только на тех, на кого можно положиться, и на тех, на кого нельзя
Ваша безопасность
В чём суть стратегии клиент-ориентированного подхода? В чём выражаются технологии и способы реализации этой стратегии? Возможно, в этой стратегии не очень много нового. До появления больших торговых и дистрибьюторских сетей, большая часть товаров продавалась в мелких магазинчиках, хозяева которых знали своих клиентов, их потребности вкусы и главные события из их личной жизни. Знали кто, когда и зачем к ним придёт, что ему ещё предложить. Но потом в каждой отрасли появилось множество фирм по оказанию специализированных услуг, и товары стали приспособлены к массовому покупателю. Какая тут может быть персонализация?
Однако следует сказать, что подобный конвейерный подход неприемлем с позиции безопасности. Те люди, которым их уровень эрудиции позволяет осознать данную проблему в полной мере, стараются оградить себя, своих близких и своё дело от модных веяний, «выгодных предложений» различных компаний, и они с большой осторожностью относятся к тому, что «используют все». У таких людей есть личный семейный доктор, давний друг семьи, вместо бесчисленного полчища врачей в поликлиниках. Есть проверенные места приятного отдыха, вместо бесконечных непредсказуемых тусовок; есть зарекомендовавшие себя дизайнер, инженер и финансист, вместо справочников и каталогов фирм и объявлений об услугах.
Современные веб-сайты - это произведения синтетического искусства, многофункциональные программные продукты. Веб-сайт представляет собой продолжение вашего личного, делового мира и интеллектуальной сферы. Грамотно спроектированный веб-сайт в дальнейшем будет главной причиной вашей эффективности.
Собственный бренд или общий тренд?
Вы, как владелец веб-сайта, скорее всего, хотели бы иметь систему, на которую могли бы положиться в том, что касается полноты предоставленной информации, доходчивого изложения материала, последовательного и презентабельного представления ваших услуг и товаров. И, если же это вдруг оказалось не так, то в этот момент вы сливаетесь в пёстрой хаотичной массе фирм, организаций. Ваши идеи уже не выглядят настолько стоящими в сравнении с теми, кто вас хоть немного опередил. Что делать, если вы хотите выделяться на общем фоне, оставаясь при этом в одном ряду с современными, практичными и солидными конкурентами? Собственный бренд или общий тренд? – вот серьёзный вопрос, который вам предстоит решить.
Любая веб-студия на 90 процентов находит для вас решение «в тренде». Если вам необходим действительно «ваш» веб-сайт, то пора расстаться с иллюзиями шаблонного или продвинутого мега-шаблонного похода к вам со стороны разных веб-студий, обещаний сделать «продающий» веб-сайт. На заверения в дальнейшем сотрудничестве можете не обращать внимание. Жизнь идёт вперёд, веб-студии создаются и исчезают, дизайнеры переходят из фирмы в фирму в поисках лучшей доли. В итоге не будет у вас ни технической поддержки, ни человека, ответственного за то «изделие», которое зовется вашим веб-сайтом. И только фрилансер сможет помочь вам, если в своё время он украсил вашим веб-сайтом своё портфолио. Да, именно так: только у фрилансеров портфолио состоит из проектов. Заметьте – не из вариантов дизайна, не из отрывочных работ и не из «больших куч денег» или сделок, а именно из проектов - законченных, представленных надлежащим образом проектов. Можно сказать, что вам повезло и гарантия на ваш веб-сайт выдана пожизненно, если ваш веб-сайт фрилансер решил добавить в свой портфолио.
Обращаясь к фрилансеру, вы только этим уже приобретаете несколько преимуществ:
УСТРАНЕНИЕ ИЗЛИШНИХ ИЛИ ДЛИННЫХ СОГЛАСОВАНИЙ, УМЕНЬШЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Большинство действий по «согласованию», «ожиданию», составлению якобы «технического» задания - это непроизводительная работа, появляющаяся вследствие несогласованной работы подразделений фирмы и неквалифицированного персонала. Промежутки времени между выполнением разных этапов проекта (например, дизайн и вёрстка веб-сайта) можно уменьшить при помощи тщательного планирования.
УСТРАНЕНИЕ РАЗРЫВОВ И ОСТАНОВОК
Полный временной контроль за продвижением работы над вашим веб-сайтом позволяет устранить неопределённости и «слепые места», которые достаточно часто случаются в компаниях при стихийной организации деятельности.
ВОВЛЕЧЕНИЕ В РАБОТУ ОПТИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВА РЕСУРСОВ
Происходит переоценка функционала веб-сайта до оптимального уровня. Ключевой задачей здесь является совмещение разных технологий в лице владеющим ими фрилансера.
СОЗДАНИЕ ПЛАТФОРМЫ НУЛЕВОГО УРОВНЯ
Ключевые части вашего проекта, которые выполнялись бы силами сторонней веб-студии, могут быть выполнены вашими собственными силами (при активном участии ваших сотрудников). Это может радикально изменить сметную стоимость и время выполнения проекта.
СОЗДАНИЕ МНОЖЕСТВА ВЕРСИЙ СЛОЖНЫХ ПРОЦЕССОВ
Ваше техническое задание может быть инвариантным. В какой-либо корпоративной команде веб-студии это бы выглядело, как «мозговой штурм» - утомляющая процедура, требующая полной творческой отдачи от каждого из присутствующих (поэтому так делают очень-очень редко на самом деле). Для фрилансера аналогом такого «штурма» будет обычная беседа с заказчиком.
ОБЪЕДИНЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЗАДАНИЙ В ОДИН ПРОЕКТ
На первый взгляд разнотипные задания могут объединяться в один проект. Выгоды от использования интегрированных проектов могут быть огромными, в том числе, например, от существенного снижения стоимости.
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ВАШЕГО ПРОЕКТА (ТЕХПОДДЕРЖКА И РАБОТА С КОНТЕНТОМ)
Вы можете переложить ответственность за несоответствующий вид и работу вашего веб-сайта на разработчиков. Это неправильно. Разработчик выполняет свои специфические задачи, но принципиальные решения - как будет выглядеть веб-сайт, какая именно информация на нем будет присутствовать - зависят от специфики вашего бизнеса, особых потребностей ваших клиентов и целей, которые вы поставили перед собой. Традиционно, в фирме сотрудники обладают немногочисленными навыками и небольшим количеством времени или возможностей для обучения (что бы там не говорило руководство фирмы). Фрилансер просто обязан будет найти время и способы обучить кого-нибудь из ваших сотрудников работе с веб-сайтом. То есть обучение персонала входит и в планы фрилансера, и в итоговую стоимость проекта.
В таблице кратко представлено то, во что превращается ваша идея по созданию веб-сайта в голове тех, к кому вы с ней приходите, и приведена сравнительная характеристика деятельности групп и фирм, так или иначе выполняющих протекцию на этапах заключения договора, разработки и др.
Персоны |
Их настоящие цели |
Цели фрилансера в сравнении |
Руководители фирм (веб-студий или рекламных агентств) |
Получение прибыли, закрепление «сотрудничества» с целью дальнейшего получения прибыли. |
Создание полноценной системы и ее интеграция в существующие подразделения и службы клиента. |
Штатные дизайнеры и программисты на фирме |
Скорейшее получение типовой рабочей конфигурации веб-сайта. Соображение оптимальности и рациональности являются вторичными. |
Строгий расчет функциональности веб-сайта с учетом перспектив: расширение организации (бизнеса) и моральное устаревание. |
Маркетинговое звено, менеджеры |
Продвижение фиксированного перечня «пакетов» веб-сайтов. Получение комиссионных от продаж. Поиск вариантов с наибольшей финансовой отдачей. Расчеты технических и других характеристик веб-сайта являются вторичными. |
Нет ограничения в выборе того или иного шаблона, конкретной фирмы-провайдера. В данном случае фрилансеры находятся «над» рынком. Поиск наилучшего варианта ведется с учетом современных технических, эргономических и дизайнерских требований. |
«Просто знакомые», «продвинутые студенты» |
Единовременная работа без обязательств, слабая оценка шансов продолжить сотрудничество. Работа от случая к случаю (от клиента к клиенту). |
Сотрудничество не ограничивается фактом сдачи веб-сайта заказчику. Помимо этого, ведется постоянный поиск лучших вариантов и мониторинг отраслевого рынка. |
Фирмы – контрактеры или «любители лёгких денег» с «большими связями» |
Заключение договора с участием третьего лица. Смысл дальнейшего сотрудничества прямо пропорционален долевому участию фирмы-контрактера. |
Финансовая сторона вопроса не является наиважнейшим критерием деятельности: портфолио фрилансера состоит из проектов. |
Работа free-lance
По моему глубокому убеждению, период работы вольным художником обязателен для каждого полноценного дизайнера. Скажу больше, не только free-lance, но и организация собственных коммерческих проектов. Такой лично-коммерческий подход к делу отлично промывает мозги. Работая на себя, вы получаете тот недостающий кусочек коммерческого образования, в котором вам отказало наше государственное дизайн образование.
Фриланс как гарантия качества продукта
Если вы работаете на себя, то отношение к проекту на порядок ответственнее. Преимущество фриланса для заказчика - необыкновенное качество и продуманность выполняемого дизайнером проекта. Но в любом случае, когда труд вознаграждается соответственно, к проекту относишься очень ответственно. Для успеха проекта нужна личная заинтересованность дизайнера. На собственный проект дизайнер смотрит не как на картинку в контексте задания заинтересованного в прибыли клиент менеджера и абстрактных пожеланий абстрактного заказчика, которого дизайнер и в глаза не видел, а старается сделать продукт конкурентоспособным на рынке и прибыльным для себя, без чего пропадает всякий смысл в работе.
Фриланс как отношение к работе
Фриланс заставляет вас вертеться и думать не как простой исполнитель, чем является дизайнер, работающий в конторе за определенную пайку. Фриланс заставляет не только делать проект, но что важнее - продавать продукт. Также вы можете принять волевое решение прекратить работу с определенным заказчиком, например, если мнения в правильности оформления проекта разошлись, и вы не хотите выпускать продукт, под которым вам будет стыдно подписаться. Эта вынужденная мера превосходно бережет дизайнеру нервы.
Для меня важно работая фрилансером, лично контактировать с каждым заказчиком и избегать предложений он разных «любителей легких денег» - посредников, которых множество. Опасно также выполнять личные заказы друзей. Все люди в большинстве одинаковы это относится и к их мировосприятию. Согласитесь, что бывают ситуации, когда вы не можете угодить заказчику (расходитесь во взглядах или не хотите делать откровенное дерьмо) и если в случае с обычным клиентом вы просто мирно навсегда расстанетесь, то в случае с другом-заказчиком вы рискуете потерять дружбу, также мирно расставшись навсегда.
Фриланс как жизненная позиция
Работать вольным художником не просто, здесь требуются некоторые организационные и лидерские качества и конечно желание, громадное трудолюбие и работоспособность. В отличие от штатного дизайнера, работа у фрилансера бывает не всегда и заработок не всегда стабильный, хотя и неизмеримо выше, чем у web дизайнера, сидящего на пайке.
Фриланс как свобода творчества
Преимущества фриланса для дизайнера - это бесконечная свобода действий и свобода творчества, чего лишены штатные дизайнеры. Эти свободы необходимы дизайнеру как воздух, в противном случае он становится роботом для исполнения конвейерной безвкусицы в угоду менеджерам и заказчикам.
Фриланс как двигатель прогресса
Работая в системе фриланса, вам приходится постоянно совершенствоваться, развивая свое мастерство - это называется быть на острие прогресса. Постоянное изучение новых программ и веяний в дизайне жизненно необходимо свободному дизайнеру, чего не скажешь о дизайнере, работающем в режиме стабильной зарплаты и консервативности офисного планктона. Я не говорю, что офис-дизайнеры менее любознательны и требовательны к себе, я хочу сказать, что атмосфера стабильности и предсказуемости расслабит кого угодно. С этим сложно не согласиться.
Мироощущение фрилансера
Дефиниции
1 free-lance
1) ландскнехт; кондотьер (наемный солдат в средние века)
2) политик, не принадлежащий к определенной партии (но время от времени примыкающий к той или иной партии по тем или иным соображениям)
3)
а) внештатный сотрудник
б) свободный художник
в) актер без постоянного ангажемента
4) человек независимого образа мыслей
2 free-lance
1) внештатный; свободный (freelance professional men, doctors and barristers for instance - свободные профессионалы, например, доктора и адвокаты)
2) независимый, свободный
3 free-lance
1) быть "свободным художником", работать без контракта, внештатным сотрудником
2) действовать на свой страх и риск